Developing the Accountancy Profession

Новая учебная программа направлена на развитие профессионального образования в Евразийском регионе

Jon Hooper, Maria Chuvasheva | February 18, 2021

Available Languages: English | Russian

Когда в 2007 году я начал работать в сфере реформирования систем бухгалтерского учета и аудита в постсоветских странах, было ясно, что регион нуждается в значительном увеличении числа квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, способных применять международные стандарты. Новейшие методы обучения профессиональных бухгалтеров, имеющих необходимые навыки для эффективной поддержки бизнеса и экономики, были недоступны для начинающих профессионалов.

Несмотря на достигнутый прогресс в разработке профессиональных программ обучения, профессиональное образование во многих странах по-прежнему предлагается на университетами на основе учебных программ, установленных министерствами образования. Требования начального профессионального развития, устанавливаемые Международными стандартами образования для профессиональных бухгалтеров (МСО), не всегда соблюдаются. Не везде требуется прохождение профессиональных образовательных программ для предоставления бухгалтерских, а в некоторых странах и аудиторских, услуг.

Взаимное признание национальных квалификаций, предлагаемых профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов, часто на добровольной основе, в регионе ограничено или отсутствует. Ни одна из русскоязычных квалификаций полностью не признается на международном уровне эквивалентной международным квалификациям, таким как, например, ACCA, ICAEW, AICPA, CIMA и другие. Ограниченное международное признание может привести к недоверию как международных, так и национальных инвесторов к качеству корпоративной финансовой информации, создавая среду, в которой возникают проблемы с надлежащим управлением, процветает коррупция и страдает экономический рост.

Региональная квалификация бухгалтеров CAP/CIPA на русском языке, первоначально разработанная Агентством США по международному развитию (USAID) в начале 2000-х годов, предлагает двухуровневую сертификацию на русском языке, но она не соответствует современным требованиям, не охватывает продвинутый уровень, в целом не была полностью обновлена с учетом потребностей бизнес-сообщества, работодателей, и не отражает тенденции в международном стандартообразовании. Диплом АССА, который недавно стал доступен на русском языке, является большим шагом вперед. Однако в настоящее время только первые два уровня предлагаются на русском языке, а третий уровень по-прежнему необходимо проходить на английском языке. Другие международно признанные квалификации также присутствуют на рынке, но они предлагаются на английском языке и довольно дорогие, что ограничивает доступ.

Восполнить пробел

Проект «Укрепление потенциала профессии бухгалтера и аудитора в Кыргызской Республике», финансируемый правительством Великобритании, администрируемый МФБ и реализуемый ICAEW, направлен на устранение этого пробела.

ICAEW разработал современную трех-уровневую профессиональную квалификацию на русском языке, основанную на компетентностном подходе. Квалификация состоит из 12 модулей на трех уровнях, дополненных учебными материалами, банками вопросов и пробными экзаменами. ICAEW и IFAC тесно сотрудничают со Всемирным банком, который приводит университетские программы в Кыргызской Республике в соответствие с международными стандартами в рамках Проекта по совершенствованию аудита и отчетности (KAREP).

Профессиональная квалификация сопоставима с международными квалификациями, и ожидается, что со временем это позволит профессиональным организациям, имеющим достаточные ресурсы для ее администрирования, добиться взаимного признания. Это важный момент в свете интеграции Евразийского союза, которая повлияет на профессию бухгалтеров и аудиторов в государствах-участниках.

Новая программа, отражающая международную практику

Программа новой квалификации, доступной как на английском, так и на русском языках, разработана с учетом конкретных бизнес-потребностей региона, и профессиональные организации, наряду с другими заинтересованными сторонами, могут счесть квалификацию полезной при разработке своих национальных программ обучения профессиональных бухгалтеров.

Учебный план направлен на подготовку всесторонне-подготовленных консультантов, которые:

  • вносят значительный вклад в управление всеми типами организаций,
  • действуют в общественных интересах, а также в интересах своего работодателя или клиента,
  • используют и демонстрируют компетенции, в том числе глубокие знания и технические навыки, ожидаемые от профессионалов в области бухгалтерского учёта, аудита и финансов,
  • применяют свои технические знания и навыки практичным и целесообразным образом,
  • предоставляют свои услуги в частном и государственном секторах, глубоко понимая особенности их функционирования.

Новая программа включает:

  • учебный план по подготовке компетентных профессиональных бухгалтеров на базовом, промежуточном и продвинутом уровнях,
  • сопоставление с международными квалификациями для облегчения взаимного признания с другими профессиональными квалификациями,
  • требования, соответствующие Международным стандартам образования для профессиональных бухгалтеров редакции 2021 года и международным стандартам бухгалтерского учета и аудита;
  • матрицу компетенций, которая отражает развитие компетенций в процессе получения квалификации,
  • подробную программу обучения по каждому из предметов.
Следующие шаги

Разработка учебного плана, программы и матрицы компетенций - это только первый шаг. Учебные материалы, банки вопросов и пробные экзамены также были завершены, и ожидается, что они будут апробированы в течение 2021 года. Эти материалы также будут общедоступны и помогут профессиональным организациям и другим заинтересованным сторонам вывести профессиональное образование в Евразийском регионе на новый уровень.

Давайте работать вместе, чтобы, наконец, восполнить пробелы!

 

Jon Hooper

Senior Manager, International Capacity Building, ICAEW

As a Senior Manager in ICAEW’s International Capacity Building team, Jon has worked on accounting and auditing reform projects in Georgia, Armenia, Kyrgyzstan, Saudi Arabia, Abu Dhabi, Afghanistan, Nepal, Cambodia, Samoa and across Central and East Asia. In addition, Jon is a Team Leader for the EU-funded FAAR project in Ukraine, assisting Ukraine on corporate financial reporting reform initiatives. His prior professional experience includes working as Head of International Relations for the UK’s Financial Reporting Council, including leading the Secretariat of the International Forum of Independent Audit Regulators (IFIAR) for the FRC. Jon also served for six years on the International Accounting Education Standards Board Consultative Advisory Group. See more by Jon Hooper

Maria Chuvasheva

Senior Technical Manager, Quality and Development, IFAC

Maria Chuvasheva is a Senior Technical Manager, Quality and Development, IFAC. As part of the IFAC Member Compliance Program, Maria works with professional accountancy organizations from Eastern and Southern Europe, supporting them in adopting and implementing international standards in their jurisdictions and ensuring fulfillment of IFAC membership obligations. She also leads the member and country profile reporting initiative, which focuses on providing global stakeholders with data and analysis on adoption and implementation status of international standards and best practices and PAOs’ role in the process. Before joining IFAC, Maria spent nine years with the Financial Standards Foundation, a private sector initiative focused on monitoring adoption of 12 Key Standards for Sound Financial Systems for sound financial systems. She holds master’s degrees in Philology and Economics from St. Petersburg University (Russia) and a Master of International Affairs degree from Columbia University (USA). See more by Maria Chuvasheva

 
 

Join the Conversation

To leave a comment below, login or register with IFAC.org

 

Thank you for your interest in our publications. These valuable works are the product of substantial time, effort and resources, which you acknowledge by accepting the following terms of use. You may not reproduce, store, transmit in any form or by any means, with the exception of non-commercial use (e.g., professional and personal reference and research work), translate, modify or create derivative works or adaptations based on such publications, or any part thereof, without the prior written permission of IFAC.

Our reproduction and translation policies, as well as our online permission request and inquiry system, are accessible on the Permissions Information web page.

For additional information, please read our website Terms of Use. ALL RIGHTS RESERVED.

Agree