Skip to main content
Available Languages:

Происходящие в настоящее время коренные преобразования меняют роль, выполняемую профессиональными бухгалтерами в обществе:

  • В докладе Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест 2018»говорится:
    • «в результате перемен в разделении труда между людьми и машинами к 2022 г. могут исчезнуть 75 миллионов рабочих мест».
    • Набор специальностей, рискующих стать со временем ненужными, включает бухгалтеров и аудиторов.
    • Дополнительно в докладе «Будущее рабочих мест 2018» говорится о возможности к 2022 г. появления 133 миллиона новых рабочих мест, что свидетельствует скорее о росте, чем о сокращении мировой экономики.

 

Как это влияет на наше переосмысление роли профессионального бухгалтера в будущем?

Поскольку автоматизация и технический прогресс продолжают стимулировать изменение бизнес-моделей, роль бухгалтеров и аудиторов тоже должна быстро видоизменяться и адаптироваться.

Прогнозируя будущее этой профессии, необходимо определить:

  • сферы спроса на наши навыки;
  • правила поведения и профессиональные качества, которые потребуются для успеха в будущей деловой экосистеме и
  • изменение представлений о том, что значит быть «профессиональным бухгалтером».

Согласно докладу «Будущее рабочих мест 2018», все быстрее растет спрос на специалистов по анализу и обработке данных, включая большие массивы данных, переходу на цифровые технологии, а также информационно-техническому обслуживанию. Современные профессиональные бухгалтеры уже обладают рядом навыков и компетенций, которые необходимы, чтобы быть востребованными в будущем.

Нынешняя быстро меняющаяся обстановка требует гибкости. Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC) разработала новый подход к развитию профессионального образования на глобальном уровне.

Международная группа экспертов по образованию профессиональных бухгалтеров (Группа экспертов) играет ключевую роль в реализации этого подхода, а также в разработке рекомендаций для IFAC по оказанию помощи профессиональным организациям бухгалтеров и аудиторов (Professional Accountancy Organizations, PAO) в переосмыслении профессионального бухгалтера будущего и подготовке профессионалов с расчетом на будущее.

Группа экспертов предложила следующее видение роли PAO:

«...активное участие в подготовке профессии будущего—актуальной, пользующейся хорошей репутацией, ценимой, стабильной—которая была бы привлекательна для всего разнообразия уже имеющихся и новых талантов и отвечала бы потребностям организаций (государственного и частного секторов) и общества».

Чтобы адаптировать образование к изменяющимся требованиям к профессиональным качествам и навыкам, необходимо понять куда профессия движется:

Так как же нам осуществить эти эволюционные и революционные изменения?

Каждый представитель нашей глобальной профессии призван сыграть в этом процессе важную роль.

Роль IFAC: используя свои сравнительные преимущества, содействовать этой эволюции и (в конечном счете) революции.

  • Выступать по актуальным вопросам от имени профессии. Главное здесь — это осознать, что равновесие нарушено, и воспользоваться этим положением. Для этого необходимо начать диалог относительно общего объема целевого рынка (Total Addressable Market, TAM) профессии, позволяющий оценить профессию с точки зрения работ, выполняемых бухгалтерами и аудиторами. По прогнозам доклада «Будущее рабочих мест 2018», если не предпринимать какие-либо меры, TAM нашей профессии уменьшится. IFAC развивает диалог на глобальном уровне, задавая такие вопросы как “Каким образом мы можем увеличить наш TAM?”, “Какие меры мы можем принять сегодня, чтобы увеличить TAM завтра?” Меры, которые мы принимаем сегодня, пойдут на пользу экосистеме рынков капитала.
  • Подготовка специалистов с расчетом на будущее. IFAC помогает PAO и другим заинтересованным лицам готовить профессиональных бухгалтеров будущего путем содействия и создания условий для обмена знаниями, наращивания потенциала, и выступая идейным лидером.
  • Поддержка принятия и внедрения высококачественных международных стандартов. Международные стандарты образования (International Education Standards, IES) определяют результаты обучения, соответстующие компетенциям, приобретаемым  во время начальной профессиональной подготовки. Вновь разработанная электронная платформа может облегчить доступ к IES и материалам по поддержке их внедрения.

Роль PAO: начать диалог и модернизировать профессиональные качества и навыки бухгалтеров и аудиторов.

PAO должны решить, соответствуют ли их бизнес-модели новым реалиям, и ориентированы ли их организационные стратегии на будущее, в котором профессиональные бухгалтеры предоставляют иные услуги.

Все мы можем представить себе ситуацию, когда:

  • Профессиональные бухгалтеры предоставляют те же услуги, то есть собирают, извлекают и обрабатывают данные и информацию, сверяют информацию, имеющуюся в различных системах, а также принимают решения на основе выборочной или ограниченной информации.Эти навыки обычно приобретаются путем очного обучения по заранее составленной программе, когда применяется одинаковый для всех подход к обучению.
  • Профессиональные бухгалтеры предоставляют те же услуги, но иным способом, например, благодаря использованию автоматизации и визуализации для более полного понимания, а также привлечения коммуникационных технологий для более эффективного взаимодействия—и все эти навыки, в основном, приобретаются через самообучение и собственные поиски решений.
  • Однако появление профессиональных бухгалтеров предоставляющих иные услуги будет зависеть от того, какие меры мы примем сегодня.PAO способны приблизить это будущее несколькими путями.К этим 4 важнейшим шагам относятся:

1.

Привлечение заинтересованных лиц и экспертов. Начните как можно раньше, инициируйте диалог с заинтересованными лицами и экспертами.Учитесь у других PAO. Разработайте видение и стратегию для профессии в своей стране.

2.

Внедрение обновленных IES. Новая редакция IES уделяет больше внимания профессиональному скептицизму и информационным и коммуникационным технологиям (information and communications technologies, ICT). Для поддержки их внедрения были разработаны не имеющее обязательной силы  результаты обучения по ICT.

3.

Содействие переобучению и повышению уровня подготовки. Сосредоточьте внимание на соответствующих компетенциях, таких как деловые качества, поведенческие навыки, цифровая компетентность, навыки по запросу, синтезу и анализу данных, а также коммуникационные навыки.

4.

Подготовка своего PAO к процветанию в цифровую эру. Поставьте себе задачу изменять свои учебные программы и системы оценок согласно текущим требованиям рынка. Воспользуйтесь EdTech.Удовлетворяйте индивидуальные потребности своих членов, исходя из их знаний, а не должностей.


Роль организаций: создать эффективные и действенные финансовые службы.

Профессиональные бухгалтеры вносят большой (и постоянно растущий) вклад в успешную работу организаций. Чтобы оставаться востребованными  бизнес-средой, государственным сектором или другими организациями, финансовые службы должны постоянно адаптироваться к изменениям и развивать своих сотрудников. Чтобы повысить свою эффективность и действенность, финансовые службы должны обеспечивать оптимальную комбинацию способностей и навыков  своих сотрудников и технологий.

В целях содействия преобразованию финансовых служб IFAC разработала для советов директоров и руководства компаний инструмент оценки, позволяющий выявлять сильные и слабые стороны своих финансовых служб.

Обязанности отдельных специалистов: особое внимание к личному росту, оттачивание уже имеющихся специальных навыков, а также развитие навыков, приобретающих все большее значение.

Главное для подготовки к будущему—личные усилия. Несомненно, каждый из нас должен взять на себя личную ответственность за собственные обучение и профессиональное развитие, заменяя пассивное и основанное на соблюдении правил обучение на обучение индивидуальное, продуманное и адаптированное к личным потребностям. Стандарт IES 7 Повышение квалификации (Continuing Professional Development, CPD) содержит несколько нововведений, которые могут помочь при планировании эффективного CPD в изменяющемся рынке труда. Изменение бизнес-моделей и потребностей бизнеса создает новые возможности для профессиональных бухгалтеров, готовых учиться. Какие компетенции важны для профессионального бухгалтера?

  • Деловые качества. Сегодня стратегические деловые решения все больше зависят от того, способен ли специалист интегрировать правильно проанализированные большие массивы данных используя профессиональное суждение.Бизнес-модели быстро меняются, влияя на способы взаимодействия поставщиков, сотрудников и заказчиков, а также на методы ведения и оценки бизнеса.
  • Поведенческие навыки. Под ними подразумевается то, как специалист применяет свою интеллектуальную любознательность, умение мыслить критически, способность адаптироваться и постоянно повышать свои знания, чтобы эффективного реагировать на быстрый технический прогресс, демонстрируя при этом также гибкость ума для усвоения новых или альтернативных методов и адаптируемость к быстро меняющимся условиям.Наличие поведенческих навыков предполагает также этичное использование и распространение данных.
  • Цифровая компетентность. Профессиональные бухгалтеры должны понимать, как новые и разрабатываемые технологии влияют на то, что они делают или что им скорее всего придется делать в «эволюционирующих» или «революционизирующих» условиях—как такие технологии работают, используются и влияют на формирование, обработку, а также поток данных и информации. Управление данными и их защита также являются ключевыми составляющими цифровой компетентности.
  • Запрос, синтез и анализ данных.  Профессиональные качества, требуемые специалисту для эффективной работы со структурированными и неструктурированными данными, например, для оценки полноты, точности и применимости данных, а также для понимания возможных исключений из ожиданий. Кроме того, к этим качествам относится умение проводить оценку рисков, прогнозный анализ и эффективное использование инструментов визуализации.
  • Коммуникационные навыки. Новые и разрабатываемые технологии изменили каналы коммуникации в системах и между ними, например, в результате использования социальных сетей и интеллектуальных устройств.

Каждый из нас несет ответственность за признание, осознание и поиск выхода из неопределенности вокруг нашей профессии.

Это наш ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ ко всем PAO, организациям и специалистам.

Image
Anne-Marie Vitale

Chair

Anne-Marie Vitale is the chair of the International Panel on Accountancy Education and the former chair of the International Accounting Education Standards Board in July 2012.

Ms. Vitale currently serves in PwC’s Office of the General Counsel in a forensic capacity working on US Securities and Exchange Commission, US Public Company Accounting Oversight Board, and litigation related matters. Previously, she was on tour in the National Quality Organization of PwC as the Assurance Learning and Development Leader. In addition to establishing the strategic direction for learning and development, she led PwC's efforts to leverage continuous professional education as a means to directly improve audit quality.

As an Audit Partner with more than 25 years of experience in the technology industry group serving emerging and multinational public companies in various business sectors, including semiconductors, computers and networking, software, and medical devices, Ms. Vitale has provided technical advice to both emerging and large multinational public companies on a wide variety of accounting and reporting matters. She also has extensive experience in public offerings of equity and debt securities.

Prior to joining PwC, Ms. Vitale worked at a multinational corporation that provided scientific, engineering, systems integration, and technical services.

Ms. Vitale is a member of the American Institute of CPAs, the California Society of CPAs and a certified global management accountant. She also is on the Board of Directors of the Silicon Valley Directors’ Exchange, a non-profit organization that provides a forum for education and current issues impacting directors of public and private companies. Ms. Vitale has an MBA with an emphasis in finance from the University of San Diego (US) and a Bachelor of Science in Combined Science from Santa Clara University (US).