О важности пересмотра международных стандартов образования

Автор — Питер Вольницер (Peter Wolnizer), экс-председатель Комитета по международным образовательным стандартам в области бухгалтерского учета | January 27, 2015 |

Available Languages: English | Russian

На фоне общемирового сближения и повышения мобильности профессиональных бухгалтеров проект Комитета по международным образовательным стандартам в области бухгалтерского учета™ (IAESB™) по пересмотру и переработке пакета из восьми Международных образовательных стандартов™ (IES™) проясняет обязанности членов МФБ и других заинтересованных лиц, участвующих в обучении, профессиональном развитии и оценке качества образования профессиональных бухгалтеров.

Ожидается, что новая редакция международных образовательных стандартов, помимо прочего, уменьшит различия между национальными требованиями к качеству работы профессионального бухгалтера, будет способствовать глобальной мобильности профессиональных бухгалтеров и сформирует международные эталоны, которые члены МФБ смогут использовать для сравнения.

Международные образовательные стандарты описывают профессиональные компетенции с точки зрения технической грамотности, профессиональных навыков и ценностей, этики и мировоззрения. Они очерчивают круг компетенций, необходимых профессиональному бухгалтеру, и определяют задачи обучения, чтобы компетенции профессионального бухгалтера соответствовали требованиям общественности и партнера по аудиту. И наконец, новые международные образовательные стандарты повысят уровень доверия заинтересованных лиц к работе профессионального бухгалтера.

Базовая профессиональная подготовка

При пересмотре международных образовательных стандартов мы обращались ко многим специалистам, что отвечает законодательным требованиям и требованиям Совета по надзору за соблюдением интересов общественности (PIOB). Исправленные образовательные стандарты не только защищают интересы общественности, определяя требования к зачислению на программы профессионального образования в сфере бухгалтерского учета, но и повышают образовательный стандарт, устанавливая 18 сфер компетенций и 82 учебные задачи для начинающих профессиональных бухгалтеров. Для их решения нужны не только знания принципов, стандартов, понятий, факторов и процедур, но и интеграция многих компетенций: технической грамотности, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и видений.

Проект пересмотра стандартов IAESB — это способ согласовать программы профессионального образования в сфере бухгалтерского учета с ультрасовременными достижениями в области бухгалтерского образования, которые признаются и используются при разработке учебных программ бухучета в университетах США, Европы и Австралии. Исправленные международные образовательные стандарты определяют четкие требования к членам МФБ и другим профессиональным бухгалтерским организациям относительно зачисления на программы профессионального образования в сфере бухгалтерского учета (например, IES 1), содержания образовательных программ в сфере бухгалтерского учета (IES 2, 3 и 4), практического опыта (IES 5) и оценки знаний (IES 6). Эти образовательные стандарты закладывают основу необходимого дальнейшего обучения и развития профессиональных бухгалтеров в форме повышения квалификации, а также специализации по направлению бухучета или аудита для развития и сохранения профессиональных компетенций.

Повышение квалификации

В процессе пересмотра документов был переработан стандарт повышения квалификации IES 7, чтобы сделать его более понятным. IES 7 «Повышение квалификации» (в новой редакции) все так же требует от профессиональных бухгалтеров повышать квалификацию независимо от сектора или размера организации, в которой они работают. Повышение квалификации играет важную роль, позволяя профессиональным бухгалтерам сохранять и наращивать уровень профессиональных компетенций в соответствии с занимаемой должностью. Все профессиональные бухгалтеры обязаны предоставлять качественные услуги своим клиентам, работодателям и другим заинтересованным лицам.

Стандарт IES 7 требует оценивать качество повышения квалификации. Это можно реализовать тремя различными способами: по результатам (оценка профессиональных компетенций по результатам работы), по уровню образования (оценка профессиональных компетенций по объему учебных часов) и посредством комбинированного подхода (оценка профессиональных компетенций за счет сочетания элементов первого и второго подходов). Сформулированное таким образом требование позволяет участнику гибко оценивать качество повышения квалификации.

Стандарт IES 8 «Профессиональные компетенции руководителей аудиторской проверки, ответственных за аудит финансовой отчетности» (в новой редакции) определяет профессиональные компетенции, которые профессиональный бухгалтер в такой должности должен развивать и сохранять. Стандарт IES 8 ориентирован в первую очередь на членов МФБ. Помимо этого он признает разделение ответственности между руководителями аудиторских проверок, бухгалтерскими фирмами и регулирующими органами в рамках системы контроля качества групп аудита финансовой отчетности. Этот стандарт будет интересен работодателям, регулирующим органам, государственным органам, образовательным организациям и другим лицам, заинтересованным в обучении и развитии профессиональных бухгалтеров.

IAESB признает, что повышение квалификации развивает и поддерживает компетенции профессиональных бухгалтеров на должностях руководителей аудиторских проверок. Таким образом, IAESB определяет задачи обучения, которые руководители аудиторских проверок должны выполнить, чтобы подтвердить свои компетенции в сфере технической грамотности, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и видений.

По мере карьерного роста руководителя аудиторских проверок все большая роль отводится практическому опыту, который необходим для расширения и углубления профессиональных компетенций.

Принятие и внедрение

После утверждения исправленного стандарта IES 8 IAESB сконцентрируется на принятии и внедрении исправленных международных образовательных стандартов.

31 декабря 2014 года я покину пост председателя IAESB, а Комитет по образовательным стандартам продолжит работу по трехлетнему плану, завершая текущие проекты и запуская новые, ориентированные на принятие и внедрение международных образовательных стандартов, а также готовясь к анализу исправленных стандартов.

Я уверен, что новый председатель IAESB Крис Остин (Chris Austin) будет успешно претворять в жизнь рабочую программу IAESB, направленную на развитие способностей и возможностей членов МФБ и других профессиональных бухгалтерских организаций, чтобы эффективно внедрять исправленные международные образовательные стандарты.

Thank you for your interest in our publications. These valuable works are the product of substantial time, effort and resources, which you acknowledge by accepting the following terms of use. You may not reproduce, store, transmit in any form or by any means, with the exception of non-commercial use (e.g., professional and personal reference and research work), translate, modify or create derivative works or adaptations based on such publications, or any part thereof, without the prior written permission of IFAC.

Our reproduction and translation policies, as well as our online permission request and inquiry system, are accessible on the Permissions Information web page.

For additional information, please read our website Terms of Use. ALL RIGHTS RESERVED.

Agree